Месяц без листьев
Все явственнее дыхание зимы в заповеднике "Вишерский": на заповедных реках сейчас пошла шуга, по берегам образовались забереги. Что ж, это и понятно. Ночная температура на Территории -12... -14.
Ещё буквально вчера ликовала-кружила на Вишерском Урале красавица глубокая осень. Но в мгновение ока «растаяли» ее последние дни. Потускнели яркие жизнерадостные краски в первых заморозках. Березняк, ещё недавно золотой и весёлый, под порывами северных уральских ветров растерял свое былое богатое убранство. В тайге наступила пора настороженной тишины.
По фенологическому календарю, в среднем 5 октября в заповеднике "Вишерский" наступает пора послеосенья. Оно, по многолетним наблюдениям сотрудников научного отдела, может длиться от 6 до 28 дней. Границей завершающего этого этапа принято считать переход суточной температуры воздуха через 5ºС в сторону понижения. Как правило, она имеет тесную связь с образованием устойчивого снежного покрова на Тулымском хребте – высшей точке Пермского края.
Удивительное зрелище можно сейчас наблюдать на Вишере заповедной: на равнинной части сейчас у нас как раз пора послеосенья, а вот горно-таежной части уже зима.
Да, наступила совсем другая, волшебная пора, время грустного прощания с теплом. Природу охватило какое-то еле уловимое томление, за которым следует медленное и печальное согласие с осенью. По календарю манси сейчас идёт месяц Яӈк польнэ ӈхуп (этпос), что в переводе означает «месяц начала ледостава» или «месяц без листьев». Перевод, конечно, говорит сам за себя.
Активно идет пролёт птиц: улетают к югу последние стаи гусей, лебедей и уток. Быстро охлаждаются приземный воздух и вода, обитатели водоемов проявляют всё меньше активности. Послеосенье на Вишерском Урале – это пора голого леса и неустойчивого снежного покрова, время холода и слякоти.
Совсем скоро, 23 октября, мы перевернем и эту фенологическую страницу заповедного календаря – впереди "Вишерский" ждёт холодная, снежная, но тем не менее красивая и насыщенная событиями зима на Северном Урале.
Слышите? Вдалеке уже ясно слышен еле уловимый хрустальный звон грустного предзимья...